Центр обслуживания клиентов
+7 (831) 422-14-21

О размещении вышек сотовой связи вблизи земельных участков

О размещении вышек сотовой связи вблизи земельных участков

02.09.2021


РАЗМЕЩЕНИЕ ВЫШКИ СОТОВОЙ СВЯЗИ НА ЗЕМЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ: ЕСТЬ ЛИ НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА?

В Управление Росреестра по Нижегородской области (далее-Управление) неоднократно поступают обращения владельцев недвижимости, по вопросу ненадлежащего размещения вышек сотовой связи, вблизи их земельных участков, что угрожает здоровью граждан.

Главой V.6 Земельного Кодекса РФ предусмотрена возможность использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.

Согласно п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 12.9 ч. 1 ст. 29 Закона Нижегородской области от 08.04.2008 № 37-З "Об основах регулирования градостроительной деятельности на территории Нижегородской области" выдача разрешений на строительство не требуется в случаях размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи.

Таким образом, размещение сооружения связи на антенной опоре (мачте и башне) высотой до 50 метров может осуществляться без предоставления для этой цели земельного участка и установления сервитута.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 (далее – Приказ).

Согласно Примечанию 2 к Приказу содержание видов разрешенного использования, перечисленных в классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.

Согласно разъяснениям, изложенным в письме Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 18.03.2016 № Д23и-1239, положения примечания 2 к названному приказу следует понимать, как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в классификаторе, если иное прямо не запрещено Федеральным законом. Размещение указанных в этом примечании антенно-мачтовых сооружений допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.

Учитывая вышеизложенное, а также сложившуюся судебную практику, размещение антенно-мачтовых сооружений связи допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного вида использования земельного участка.

В этой связи, оснований для осуществления мероприятий по линии государственного земельного надзора, целью которых является выявление нарушений требований земельного законодательства, ответственность за совершение которых предусмотрена действующим законодательством, в рассматриваемом случае не усматривается.


Вернуться к списку новостей